Вернуться к алгоритму -> Шаг 5. Разрабатываем сопутствующую документацию
Как разработать программу внеурочной деятельности
     
  1. А нужна ли она? Да, и это закреплено в ФГОС общего образования. Если педагог реализует свою воспитательную деятельность преимущественно через регулярную и отдельно оплачиваемую внеурочную работу с детьми (руководит кружком, творческой студией или спортивной секцией, ведёт работу с научным обществом учащихся, курирует деятельность школьного ученического самоуправления и т.п.), то ему необходимо разработать рабочую программу организуемого им курса внеурочной деятельности. Опираясь на требования стандарта, можно предложить следующий вариант разработки программы внеурочной деятельности.
  2.  
  3. Оформляем титульный лист. На титульном листе должна быть изложена следующая информация: название программы; возраст школьников, на которых программа ориентирована; разработчик программы. Например:
  4.  
     
    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    «Личностно-развивающие игры»
     
    Возраст школьников: учащиеся 5-х классов.
     
    Разработчик: _________________________ (ФИО)
     
     
  5. Пишем пояснительную записку. Пояснительная записка по определению призвана объяснить, что за программа предлагается к реализации, какие задачи она решает. Кроме того, в ней важно обосновать актуальность программы и указать её конкретные цели. Например:
  6.  
     
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Игровая деятельность – один из самых значимых видов деятельности младших подростков. Не случайно игры так широко распространены в работе педагогов с пятиклассниками. Игра порождает особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, чрезвычайно сплоченной игровой общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами. Игра – это не только развлечение, не только способ эмоциональной разрядки ребенка. Игра обладает еще и огромным личностно развивающим, воспитывающим потенциалом.
    Во-первых, игровая общность, благодаря способности игры зачаровывать и приковывать к себе детей, складывается довольно быстро. А это немаловажно для воспитания, которое в отечественных школах носит преимущественно коллективный характер.
    Во-вторых, моделируемые в  игре  отношения,  по  словам  С. А. Шмакова, переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности ребенка. В игре, таким образом, может происходить коренное изменение позиции школьника в отношении к окружающему миру.
    В-третьих, в игре педагог может моделировать различные социальные ситуации, задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и другие условия, – насыщая тем самым это пространство смыслами, имеющими воспитательную ценность.
    В-четвертых, игра способна погрузить школьника в проблемы современного мира, показать сложность человеческих отношений в мире взрослых, дать прочувствовать это посредством вхождения в игровую роль. Возможность примерить на себя различные роли позволяет школьнику посмотреть на привычную реальность глазами других людей, с других точек зрения.
    Все это делает чрезвычайно актуальной данную программу внеурочной игровой деятельности школьников «Личностно развивающие игры». Ее цель, как видно из названия, - не просто развлечение детей игрой, но развитие их личности посредством игры.
     
    В пояснительной записке целесообразно дать и общую характеристику курса внеурочной деятельности (конечно, при необходимости её можно описать и отдельно). Здесь важно в общих чертах описать особенности того курса внеурочной деятельности, который предлагается школьникам: особенности содержания, особенности форм работы с детьми, особые требования (если таковые имеются), которые предъявляются педагогом к комплектованию групп для проведения внеурочных занятий и т.п. Например:
     
     
    Программа данного курса внеурочной деятельности предусматривает организацию и проведение в группе младших подростков серии игр, способствующих развитию у них навыков конструктивного общения, умений взаимодействовать в группе сверстников, ценностных отношений к другим людям, к своей Родине, к природе, к знаниям.
    Особенностью реализации данной Программы является то, что предусматриваемые ею игровые занятия проводятся не в строго указанном Программой порядке, а так, как сочтет нужным сам педагог. Более того, для предотвращения утомляемости детей и повышения их мотивации к игровой деятельности целесообразно в каждое занятие включать коммуникативные игры, игры на сплочение коллектива или небольшие игры из раздела «Игры народов мира».
    Данная программа ориентирована на детей младшего подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов.
    Программа рассчитана на 38 часов.
     
     
  7. Описываем содержание курса внеурочной деятельности. Этот этап, пожалуй, самый сложный, если учесть, что из описания примерного содержания курса должно быть видно, на достижение каких результатов они направлены. Конечно, сделать это применительно ко всем внеурочным занятиям будет сложно. Но применительно к тем из них, которые действительно несут в себе большой личностно развивающий потенциал, следует постараться это сделать. Итак, применительно к каждому разделу или (если ваша программа не разбита на крупные блоки) теме внеурочных занятий важно указать, что именно на них будет происходить: о чем будет вестись разговор, что будут делать педагог и дети, какие формы работы будут при этом использованы и т.п. Например:
  8.  
     
    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1. Вводное занятие (1 час). Особенности игровых занятий. Правила поведения на игровых занятиях. Нормы общения. Проводится совместно с родителями школьников.
    2. Коммуникативные игры (3 часа). Правила проведения коммуникативных игр. Игры: «Здравствуйте!», «Винегрет», «Атомы и молекулы», «Ой-ой-ой!», «Передай комплимент», «Подарки», «Паровозик», «Буквоград» и т.п.
    3. Игры на сплочение (4 часа). Правила проведения игр на сплочение коллектива. Игровая этика. Игры: «Рисунок по кругу», «Сказки», «Рисунок на спине», «Передай предмет», «Пчёлы и осы», «Машины».
    4. Настольные развивающие игры «Элиас», «Активити», «Табу» (6 часов). Правила игр. Игровая этика. Деление на команды. Проведение серии игр «Элиас», «Активити», «Табу». Рефлексия игрового поведения и самочувствия школьников.
    5. Игра «Эколото» (2 часа). Игровые правила. Размещение за игровым столом. Игровые карты и их распределение. Составление школьниками рассказов-портретов. Обсуждение. Рефлексия младшими школьниками своего отношения к природе, животным, растениям.
    6. Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» (6 часов). Особенности игры «Что? Где? Когда?». Поведение игрока в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры. Техника мозгового штурма. Тренировочные игры «Что? Где? Когда?».  Тематические игры «Что? Где? Когда?», посвящённые Новому году, Дню Земли, Дню Победы и т.п. Рефлексия по итогам игр.
    7. Русские народные игры (6 часов). Лапта. Правила игры. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка приёмов игры. Двусторонние игры. Казаки-разбойники. Правила игры. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игр. Взятие снежного городка. Оборудование игровой площадки. Продумывание правил игры. Проведение игр. Городки. Правила игры. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка приёмов игры.
    8. Игры народов мира (6 часов). Разные народы, их культуры и игры. Разнообразие как ценность. Игры народов мира: «Африканская мельница» (Гана), «Баг-Чал» (Непал), «Автогонки», «Пожарная команда» (все Германия), «Томбама» (Эстония), «Китайский бадминтон», «Чёрный ящик», «Художники», «Пантомима» (все Китай), «Зелёная веточка» (Колумбия), «Вытащи платок» (Азербайджан), «Паровоз» (Аргентина), «Три тринадцать тридцать» (Латвия), «Бег с платком» (Мексика), «Земля, вода, огонь, воздух» (Армения), «Канатоходцы» (Узбекистан).
    9. Игра по станциям «Поход за Священным Граалем» (4 часа). Подготовка игры: роли, декорации, инвентарь, помещения. Правила игры. Сюжет игры. Игровая этика. Формирование команд. Проведение игры по станциям. Подведение итогов игры. Рефлексия.
     
     
     
  9. Описываем планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
  10. Во-первых, это личностные результаты. Следовательно, в данном разделе необходимо перечислить: те социально-значимые знания, которые планируется передать детям; те социально значимые отношения, которые планируется у них развивать; тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.
    Во-вторых, это метапредметные результаты. Следовательно, здесь важно перечислить те универсальные учебные действия, которые могут формироваться у школьников в процессе освоения данной программы внеурочной деятельности.
    Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и предметные результаты, которые, как мы уже отмечали выше, могут быть связаны с профилем данного курса внеурочной деятельности.  Например:
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
 
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
И т.п.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения.  
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
И т.п.
Предметные результаты представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе реализации курса:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия.
Литература: овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное,  овладение умением пересказывать прочитанное, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ.
История: умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;  приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
И т.п.
     
     
  1. Описываем тематическое планирование курса. Оформляется оно обычно в форме таблицы, где указываются: названия модулей (при наличии), разделов (при наличии) и тем внеурочных занятий, соответствующее им количество часов, а также их содержание (которое вы уже описывали выше) и (и это особенно важно!) - деятельность школьников. Рассмотрим это описание на примере самой первой, вводной темы занятий:
  2.  
    п/п
     
    Темы
    Основное содержание
    Деятельность школьников
    1.
    Вводное занятие "Как будем играть" (1 час)
    Особенности игровых занятий. Правила поведения на игровых занятиях. Нормы общения. Проводится совместно с родителями школьников.
    Знакомство школьников с тем, что будет происходить на занятиях данного курса. Участие в обсуждении правил поведения на занятиях, в разговоре о том, почему это важно. Участие в групповой проблемной работе - выработке совместно с родителями и учителем правил поведения на занятиях "Наши правильные правила".
    2.
    3.
     
     
     
  3. Характеризуем учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности. Этот раздел не обязателен. В нем можно описывать те материально-технические условия, которые необходимы для продуктивной реализации программы внеурочной деятельности, а также указать (и желательно приложить) необходимые учебно-методические материалы. Ими могут быть всевозможные методические рекомендации, алгоритмы действий, схемы, таблицы, иллюстрации, раздаточный материал и т.п. в данном случае в этом разделе могли бы оказаться сценарии игр, упоминаемых в программе.
  4. В каждой образовательной организации, у каждого педагога это обеспечение будет своим, особенным, подбираемым под собственные профессиональные интересы и способности, поэтому на примерах его описания мы останавливаться не будем.