ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Личностно-развивающие игры»
Возраст школьников: учащиеся 5-х классов.
Разработчик: _________________________ (ФИО)
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игровая деятельность – один из самых значимых видов деятельности младших подростков. Не случайно игры так широко распространены в работе педагогов с пятиклассниками. Игра порождает особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, чрезвычайно сплоченной игровой общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами. Игра – это не только развлечение, не только способ эмоциональной разрядки ребенка. Игра обладает еще и огромным личностно развивающим, воспитывающим потенциалом.
Во-первых, игровая общность, благодаря способности игры зачаровывать и приковывать к себе детей, складывается довольно быстро. А это немаловажно для воспитания, которое в отечественных школах носит преимущественно коллективный характер.
Во-вторых, моделируемые в игре отношения, по словам С. А. Шмакова, переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности ребенка. В игре, таким образом, может происходить коренное изменение позиции школьника в отношении к окружающему миру.
В-третьих, в игре педагог может моделировать различные социальные ситуации, задавать произвольные параметры игрового пространства: сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и другие условия, – насыщая тем самым это пространство смыслами, имеющими воспитательную ценность.
В-четвертых, игра способна погрузить школьника в проблемы современного мира, показать сложность человеческих отношений в мире взрослых, дать прочувствовать это посредством вхождения в игровую роль. Возможность примерить на себя различные роли позволяет школьнику посмотреть на привычную реальность глазами других людей, с других точек зрения.
Все это делает чрезвычайно актуальной данную программу внеурочной игровой деятельности школьников «Личностно развивающие игры». Ее цель, как видно из названия, - не просто развлечение детей игрой, но развитие их личности посредством игры.
|
Программа данного курса внеурочной деятельности предусматривает организацию и проведение в группе младших подростков серии игр, способствующих развитию у них навыков конструктивного общения, умений взаимодействовать в группе сверстников, ценностных отношений к другим людям, к своей Родине, к природе, к знаниям.
Особенностью реализации данной Программы является то, что предусматриваемые ею игровые занятия проводятся не в строго указанном Программой порядке, а так, как сочтет нужным сам педагог. Более того, для предотвращения утомляемости детей и повышения их мотивации к игровой деятельности целесообразно в каждое занятие включать коммуникативные игры, игры на сплочение коллектива или небольшие игры из раздела «Игры народов мира».
Данная программа ориентирована на детей младшего подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов.
Программа рассчитана на 38 часов.
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводное занятие (1 час). Особенности игровых занятий. Правила поведения на игровых занятиях. Нормы общения. Проводится совместно с родителями школьников.
2. Коммуникативные игры (3 часа). Правила проведения коммуникативных игр. Игры: «Здравствуйте!», «Винегрет», «Атомы и молекулы», «Ой-ой-ой!», «Передай комплимент», «Подарки», «Паровозик», «Буквоград» и т.п.
3. Игры на сплочение (4 часа). Правила проведения игр на сплочение коллектива. Игровая этика. Игры: «Рисунок по кругу», «Сказки», «Рисунок на спине», «Передай предмет», «Пчёлы и осы», «Машины».
4. Настольные развивающие игры «Элиас», «Активити», «Табу» (6 часов). Правила игр. Игровая этика. Деление на команды. Проведение серии игр «Элиас», «Активити», «Табу». Рефлексия игрового поведения и самочувствия школьников.
5. Игра «Эколото» (2 часа). Игровые правила. Размещение за игровым столом. Игровые карты и их распределение. Составление школьниками рассказов-портретов. Обсуждение. Рефлексия младшими школьниками своего отношения к природе, животным, растениям.
6. Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» (6 часов). Особенности игры «Что? Где? Когда?». Поведение игрока в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры. Техника мозгового штурма. Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?», посвящённые Новому году, Дню Земли, Дню Победы и т.п. Рефлексия по итогам игр.
7. Русские народные игры (6 часов). Лапта. Правила игры. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка приёмов игры. Двусторонние игры. Казаки-разбойники. Правила игры. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игр. Взятие снежного городка. Оборудование игровой площадки. Продумывание правил игры. Проведение игр. Городки. Правила игры. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка приёмов игры.
8. Игры народов мира (6 часов). Разные народы, их культуры и игры. Разнообразие как ценность. Игры народов мира: «Африканская мельница» (Гана), «Баг-Чал» (Непал), «Автогонки», «Пожарная команда» (все — Германия), «Томбама» (Эстония), «Китайский бадминтон», «Чёрный ящик», «Художники», «Пантомима» (все — Китай), «Зелёная веточка» (Колумбия), «Вытащи платок» (Азербайджан), «Паровоз» (Аргентина), «Три — тринадцать — тридцать» (Латвия), «Бег с платком» (Мексика), «Земля, вода, огонь, воздух» (Армения), «Канатоходцы» (Узбекистан).
9. Игра по станциям «Поход за Священным Граалем» (4 часа). Подготовка игры: роли, декорации, инвентарь, помещения. Правила игры. Сюжет игры. Игровая этика. Формирование команд. Проведение игры по станциям. Подведение итогов игры. Рефлексия.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
И т.п.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
И т.п.
Предметные результаты представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе реализации курса:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия.
Литература: овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, овладение умением пересказывать прочитанное, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ.
История: умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
И т.п.
|
№
п/п
|
Темы
|
Основное содержание
|
Деятельность школьников
|
1.
|
Вводное занятие "Как будем играть" (1 час)
|
Особенности игровых занятий. Правила поведения на игровых занятиях. Нормы общения. Проводится совместно с родителями школьников.
|
Знакомство школьников с тем, что будет происходить на занятиях данного курса. Участие в обсуждении правил поведения на занятиях, в разговоре о том, почему это важно. Участие в групповой проблемной работе - выработке совместно с родителями и учителем правил поведения на занятиях "Наши правильные правила".
|
2.
|
…
|
…
|
…
|
3.
|
…
|
…
|
…
|